Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с офертой
Нажимая на кнопку “Отправить”, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с офертой
Повышение квалификации кадров:
для чего нужно
как проходит
Что это? Повышение квалификации кадров – это процесс обучения сотрудников чему-то новому, как правило, в рамках сферы деятельности конкретных работников. Проходит как в обязательном, так и в добровольном порядке (на усмотрение работодателя).
Зачем нужно? Такой процесс обучения позволяет работникам компаний, госучреждений сохранять высокий уровень квалификации, оставаться конкурентоспособными, идти в ногу со временем. О том, как проходит повышение квалификации, вы узнаете из нашего материала.
Цели повышения квалификации кадров
Повышение квалификации кадров необходимо для роста их профессионального уровня. По сути, это обучение персонала, цель которого – освоение передовых технологий, оттачивание практических навыков и знакомство с современными знаниями в той или иной области. Необходимость регулярного переобучения продиктована тем, что в стремительно меняющемся мире важно оставаться в курсе последних разработок, чтобы использовать все возможности. Организация повышения квалификации кадров носит нерегулярный характер. Работник проходят ее, когда в этом возникает потребность.
Список компетенций для каждой профессии меняется регулярно. Соотносить свой уровень мастерства с требованиями современного мира и в том числе с разработанными стандартами профессионального соответствия персоналу также помогает переподготовка и курсы повышение квалификации.
Программы повышения квалификации кадров решают следующие задачи:
Отличия переподготовки от повышения квалификации кадров
Проходя курсы повышения квалификации или переподготовку, сотрудники таким образом получают дальнейшее образование по профилю. Причем, это не всегда более углубленные знания по специальности или ознакомление с современными подходами и разработками. Нередко специалисты высокого уровня на курсах профпереподготовки получают смежную или совершено новую специальность. Пройдя полный курс, слушатели получают дипломы о соответствующем образовании. Эти документы дают им право приступить к трудовой деятельности по новой профессии.
После курсов повышения квалификации сотрудники актуализируют знания, полученные при обучении в вузах, знакомятся с новыми данными и разработками по тому или иному вопросу. Они не получают принципиально новое образование и профессию. Прослушав 16-часовой курс, работник становится обладателем «корочки» о повышении квалификации . Можно с уверенностью сказать, что круг его профессиональных компетенций расширяется.
Виды повышения квалификации кадров
По срокам проведения можно условно выделить три типа повышения квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации
Оно направлено на обучение персонала конкретному технологическому вопросу, например, при введении в эксплуатацию новой техники. На занятия отводится не больше 72 часов, проводят их опытные высококвалифицированные сотрудники непосредственно на предприятии. Подтвердить усвоение знаний работники должны сдачей экзамена или защитой реферата.
Тематические семинары
Такое обучение длится от 72 до 100 часов. Оно может иметь форму не только семинаров, но и тренингов. Проводятся они по актуальным вопросам научно-технической, социально-экономической, технологической и других областей жизни.
Их цель: помочь работникам профильных организаций сориентироваться в новых меняющихся условиях. Нередко они бывают посвящены конкретным нововведениям, различным прецедентным случаям, изменениям в законодательстве и их применению в регионе, на предприятии, в определенной отрасли промышленности и т.д. В завершение обучения слушатели сдают экзамен или зачет или готовят реферат. При успешном прохождении контроля, учащиеся получают свидетельства о повышении квалификации.
Долгосрочное повышение квалификации
Этот вид повышения квалификации актуален, когда перед работником стоит задача по освоению новых трудовых обязанностей. Чаще всего речь идет о практических умениях, которых не хватает по конкретному вопросу или об углублении и расширении уже имеющихся теоретических знаний. Такой курс переподготовки займет не меньше 100 учебных часов, порой его длительность может доходить до 500 часов.
Успешное прохождение курса подтверждается сдачей экзамена или подготовкой реферата по пройденному материалу. Слушателю выдается документ, удостоверяющий, что он освоил программу и повысил профессиональную квалификацию.
Методы внешнего и внутреннего повышения квалификации кадров
Методы внешнего и внутреннего повышения квалификации кадров
Внешними методами повышения квалификации являются:
Разработка системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляется с учетом поставленных задач, особенностей персонала (должность, возраст, образование и т.д.), материально-технических возможностей организации, уровня экспертов и т.д.
Отдельно группируют методы повышения квалификации на рабочем месте. Рассмотрим их.
Формы курсов повышения квалификации кадров
Так как повышение квалификации подразумевает, что ее проходят люди с образованием и профессией, курсы переподготовки им приходится совмещать с трудовой деятельностью. Как правило, эти сотрудники тратят на обучение свое свободное время или совмещают его с работой, если это дистанционная форма. Иногда директора освобождают персонал от выполнения рабочих обязанностей на время прохождения курсов. При этом сотрудники продолжают получать зарплату в полном объеме, а их работу временно берут на себя их коллеги.
Исходя из этого, можно говорить о трех вариантах прохождения курсов повышения квалификации.
Выбор сотрудников для повышения квалификации
В настоящее время повышение квалификации сотрудников стало роскошью, которую далеко не все компании могут себе позволить. А те, что могут, должны выбирать, кого из сотрудников они хотят видеть в первых рядах обученных, модернизированных и усовершенствованных. Этот вопрос лежит не в плоскости личных симпатий, а носит сугубо практический характер.
Прежде всего, важно определить, кто из сотрудников больше всего нуждается в подобном обучении. Затем отделу кадров надо быть уверенным в том, что человек не расторгнет трудовой договор после бесплатного обучения.
С точки зрения выгоды, компании интересней повышать квалификацию управленцев, на которых завязаны многие процессы, а также сотрудников, от которых в большей мере зависит прибыль организации.
В Трудовом кодексе также отмечено, что работодателю принадлежит прерогатива принимать решение о переподготовке того или иного персонала. Тем не менее, Федеральные отраслевые законы обязывают некоторые группы специалистов повышать профессиональную квалификацию регулярно. Например, это отмечено в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Перечислим категории специалистов, которым предписано регулярное повышение квалификации:
Частота прохождения курсов также устанавливается законодательством: один раз в пять лет или в три года.
Повышение профессионального уровня и переподготовка не помешают сотрудникам, вернувшимся после длительного перерыва (декретный отпуск, продолжительный больничный), а также во всех ситуациях, когда меняются условия труда (новый технологический процесс, современное оборудование), нормативные нововведения или дополнения к профессиональным требованиям.
Все остальные категории работников могут рассчитывать на бесплатную профпереподготовку только в трех случаях.
Если у руководства компании или отдела кадров недостаточно компетенций, чтобы диагностировать актуальный профессиональный уровень, можно прибегнуть к помощи специальных агентств, которые занимаются подбором, обучением и повышением квалификации персонала.
Где сотрудники могут пройти повышение квалификации
Курсы повышения квалификации разрабатывают и проводят организации дополнительного профессионального образования (ДПО). У них должна быть лицензия, дающая им право на образовательную деятельность. Только в этом случае свидетельства об образовании, которые они выдают, имеют юридическую силу.
Прежде всего, руководство компании выбирает, какая форма обучения сотрудников его бы устроила. Затем определяются с видом курсов повышения квалификации.
Промежуточный контроль усвоения знаний устраивают только при длительном обучении. В конце любого курса всегда проходит экзамен, письменный или устный. Завершив профессиональную переподготовку, сотрудники получают свидетельство, подтверждающее это.
Как видим, даже самое лучшее высшее образование не делает из нас безукоризненных специалистов на все времена. Чтобы справляться со всеми возникающими задачами, важно регулярно повышать профессиональную квалификацию и освежать знания. Не говоря о том, что есть профессии, где это прописано законом.